Лохматая преступница: как жили и за что казнили свиней в Средние века — Белая Леди

Лохматая преступница: как жили и за что казнили свиней в Средние века


Средневековая Европа была жестокой и странной. Век, когда человечество изобретало университеты, крестовые походы и готические соборы, одновременно славился суевериями, суровыми нравами — и весьма необычным отношением к животным. Особенно к свиньям.

Эти животные в Средние века не только жили иначе, чем современные домашние поросята, но и… попадали под суд, получали адвокатов и даже казнились как настоящие преступники. Причём — с полным соблюдением юридических формальностей.

Свинья до эпохи ферм: дикая, жила в лесу, была лохматая

Свиньи в Средние века были совсем не такими, какими мы привыкли их видеть. Это были полудикие, мохнатые и весьма самостоятельные животные, которых часто выпускали пастись в лесу.

Их внешний вид напоминал нечто среднее между кабаном и домашним поросёнком:

  • Удлинённая морда;
  • Высокие крепкие ноги;
  • Густая щетина или настоящая шерсть (особенно в северных регионах);
  • Тёмная, часто серо-бурая окраска;
  • Острые клыки у самцов.

Таких свиней сложно представить в современных хлевах. Они паслись в дубовых рощах, рылись в земле в поисках желудей, и были способны не только защищаться, но и нападать. Особенно если речь шла о матерях с поросятами.

Почему они были лохматыми?

Густая шерсть — эволюционное приспособление к жизни вне тёплых хлевов. Зимы в Европе бывали суровыми, и без такой «шубы» животным было бы не выжить. Кроме того, лохматая свинья могла свободно передвигаться по лесу и выдерживать холодные дожди.

Породы вроде венгерской мангалицы или британской линкольнширской кудрявой свиньи — прямые потомки тех, древних, мохнатых свиней. Они сохранили свою шерсть до XIX века, пока не началась массовая селекция на продуктивность, а не выживаемость.


Как оказалось, в Средние века животных судили за преступления, совершённые людьми

Животные — в том числе и свиньи — нередко оказывались на скамье подсудимых. Не как метафора, а буквально.

Животных судили по всем юридическим правилам: вызывали свидетелей, заслушивали обвинение и защиту, назначали адвокатов. Иногда суды проходили в церковной юрисдикции, иногда в светской.

Обвиняли их в самых разных преступлениях:

  • Убийство младенца;
  • Нападение на человека;
  • Кража освящённой облатки;
  • «Непристойное поведение».

Даже насекомые — крысы, мухи, саранча — вызывались в суд за «порчу урожая» или «нарушение общественного порядка».


Самый известный случай: суд над свиньёй в 1386 году

Иллюстрация из «Книги дней» Чемберса, на которой изображена свиноматка и её поросята, обвиняемые в убийстве ребёнка.

Во французском городе Фалез, 9 января 1386 года, была публично казнена свинья.

Её обвинили в убийстве младенца: она проникла в дом и, по свидетельствам, съела лицо трёхмесячного ребёнка, лежавшего в своей колыбели. Свинью арестовали, содержали в тюрьме, а затем — приговорили к смертной казни.

Что особенно странно:

  • Палачу заплатили 10 су и 10 денье за проведение казни;
  • Дополнительно выдали деньги на новые перчатки, «чтобы он остался чист перед богом»;
  • Свинью одели в мужскую одежду — в бриджи и камзол, будто она была человеком;
  • Её повесили на городской виселице, при большом скоплении людей.

Эта квитанция и подробности дела сохранились благодаря трудам американского исследователя Эдварда Пейсона Эванса, автора книги «Уголовное преследование и смертная казнь животных» (1906).


Свиньи, к которым пришли с приговором

Эванс собрал более двух сотен (!) подобных историй. Вот некоторые из них:

  • В 1457 году в Савиньи-сюр-Этан судили свиноматку и её шестерых поросят за убийство младенца. Матери вынесли смертный приговор, а детёнышей… помиловали — за молодость и «плохое влияние матери».
  • В 1266 году в Сент-Женевьев свинью признали виновной в поедании человека и публично сожгли.
  • В другом случае свинью обвинили в краже облатки для причастия, и также приговорили к смерти.
  • Петуха сожгли на костре за то, что он… снёс яйцо. Это посчитали демоническим знаком.

Почему это происходило?

Суд над животными в Средние века — это смесь суеверия, ритуала и правовой формальности. Люди верили, что зло может войти в животное, а преступление должно быть наказано, чтобы восстановить порядок в мире.

Кроме того, такие суды выполняли важную символическую роль: они показывали, что даже животное не избежит кары за нарушение «божественного и человеческого закона».


От мохнатой дикарки до розовой свиньи в загоне

Сегодня свиньи — это продукт индустрии. Их разводят ради мяса, в условиях, максимально удалённых от леса и свободы. Современные породы выведены гладкими, розовыми, быстро растущими и послушными.

Судить свинью за кражу — звучит дико. Но, возможно, в этом и есть отражение нашего прошлого: своеобразный абсурд правосудия, где животное становилось одновременно и зверем, и человеком.


Интересный факт напоследок:
В Средние века существовали профессиональные адвокаты животных — юристы, специализировавшиеся на защите обвинённых зверей. И многие из них действительно выигрывали дела.


Если вам кажется, что средневековая Европа — это мрачная сказка, где лохматые свиньи ели детей, а потом их судили и вешали — вы не ошибаетесь. Так и было.